Раньше харизму понимали как божественную милость, благодать. Сегодня способности очаровывать, влиять, убеждать можно обучиться с помощью курсов и книг.
Дэвид Новак «Веди людей за собой»
Американский бизнесмен и меценат Дэвид Новак написал книгу «Веди за собой людей», которая стала бестселлером номер один по версии газеты New York Times. В начале 294-страничной книги автор просит читать не больше одной главы в день, делать все задания и упражнения.
Новак понимает харизму как способность мотивировать людей двигаться к нужной вам цели. Для этого, по его мнению, нужно вникнуть в суть проблемы, определить свою целевую аудиторию и ее потребности, сформулировать смелую цель. В одном из упражнений Новак предлагает представить прорыв в своем деле, а потом в мыслях двукратно увеличить эти результаты.
Автор призывает поработать над своим уникальным стилем, а для этого быть собой, знать и развивать себя. Как пишет автор, надо быть лучшим в своей уникальности, стать своим шедевром». Для этого, по мнению автора, нужно изучить свою натуру, быть самокритичным, честно признаться, что чего-то не знаешь, говорить и думать о себе позитивно, выходить из зоны комфорта.
Книгу Новака можно назвать тренингом личностного роста. Как учит бизнесмен, чтобы достичь большого успеха в своём деле, нужно избавиться от мысли, что проект придуман не тобой; действовать как собственник, искать партнеров с ресурсами. Автор убежден: чтобы люди пошли за тобой, надо раскрывать их потенциал, верить в них, и тогда они лучше справятся с задачами.
Дэвид Новак предлагает стратегию: рассказать о текущей ситуации, а затем о том, как всё могло бы быть. Предвкушение общей большой победы поведет людей за вами.
Оливия Фокс Кабейн «Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять»
Американская писательница Оливия Фокс Кабейн в книге «Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять» описала способность очаровывать как набор коммуникативных навыков, которым можно и нужно научиться. По ее словам, харизма – результат определенного невербального поведения, а не врожденное или магическое личное качество». По словам писательницы, рядом с харизматичным человеком ощущаешь себя «ярким, умным и обворожительным».
Чтобы мгновенно повысить свою харизматичность, Оливия Кабейн советует использовать нисходящую интонацию в конце предложения, медленнее и реже кивать, делать краткую паузу перед тем, как вновь заговорить. Автор полагает, что для развития харизмы надо показать обладание большими возможностями и большой теплотой, наполненное ощущением присутствия личности. Как пишет автор, «присутствовать – значит, ежесекундно осознавать происходящее и вникать в его суть. Это означает, обращать внимание на текущие события вместо того, чтобы дать себе погрузиться в собственные мысли».
Упражнения на присутствие в книге – прислушаться к звукам, своему дыханию, обратить внимание на ощущение в пальцах ног. Автор дает читателю задания на усиление харизмы в голосе, жестах, мимике, походке и других проявлениях.
Аллан и Барбара Пиз «Харизма. Искусство успешного общения»
Авторы отмечают, что харизматичные люди дарят аудитории ощущение собственной значимости. Чем лучше это удастся, тем позитивней будет отношение. Аллан и Барбара Пиз призывают делать искренние комплименты внешности, поведению, собственности собеседника и называть его по имени. Важно не только сказать, что вам нравится, но и объяснить, почему.
При общении с незнакомым человеком, чтобы произвести на него впечатление, лучше говорить о его интересах, а о себе – только если возникнет вопрос. При этом требуется освоить навык «активного слушания». Авторы книги рекомендуют не перебивать собеседника, дать ему высказаться, повторять его суждения, но в других выражениях. Кроме того, Барбара и Аллан Пиз советуют быть щедрыми на благодарность. Говоря спасибо, смотреть в глаза, иметь тактильный контакт, называть по имени, посылать благодарственные письма.
Чтение этой книги удобно тем, что в конце глав содержатся их резюме с основными положениями.